      |
— Обычно уход за автомобилем - это проверка уровня и
доливка различных жидкостей, мойка, чистка и т. п. А какого ухода требует
кондиционер, ведь тут мы не можем ничего проверить и долить?
— Действительно, система кондиционирования весьма
специфична и не предусматривает никакого вмешательства со стороны
автовладельца. Эта система полностью герметична, работает под давлением и может
обслуживаться исключительно людьми, имеющими соответствующую подготовку и
оборудование. Хотя кое-что автовладелец может предпринять и сам, чтобы продлить
срок службы своего кондиционера и отложить дорогостоящий ремонт. Но чтобы
понять это, давайте пройдемся по порядку по основным узлам и деталям системы.
В любой системе кондиционирования воздуха существует деталь под названием
конденсор— это теплообменник, расположенный спереди радиатора двигателя,
необходимый для охлаждения хладагента. Чтобы улучшить охлаждение и
эффективность работы кондиционера и продлить срок службы вашего конденсора,
необходимо всегда поддерживать его в чистоте. Для этого нужно периодически
удалять с него насекомых, мусор, дорожную грязь и соль, например, во время
мойки. Это на самом деле очень важно! Грязный, забитый конденсор или нарушение
его обдува, помимо неэффективной работы системы, весьма скоро неизбежно
приведут к выходу из строя компрессора или других узлов, так как вся система
при этом начинает работать с существенной перегрузкой. — Чего еще следует бояться владельцу автомобиля с кондиционером?
— Основной враг кондиционера - безусловно, влага. Подавляющее
большинство всех его деталей изготавливается из алюминия, который сильно
подвержен коррозии, как внешней, так и внутренней. Причинами внешней коррозии
являются дорожная соль и грязь. Внутренняя коррозия всех узлов и агрегатов
также является результатом попадания в нее влаги. — Как же влага попадает внутрь герметичной системы?
— Влага со временем неизбежно проникает в любую, даже в
исправную и герметичную систему сквозь резиновые шланги, достаточно
влагопроницаемые и пористые. Это происходит на молекулярном уровне, и мы ничего
не можем с этим поделать. Точно так же, для сравнения, влага проникает в
тормозную систему автомобиля и смешивается с тормозной жидкостью, постепенно снижая
ее эксплуатационные свойства. Поэтому существуют жесткие требования периодической
замены тормозной жидкости. Итак, влага, проникая в систему и смешиваясь с
хладагентом, образует очень агрессивные и высококоррозийные кислоты: фтористоводородную
и соляную. Они и вызывают разложение алюминия, из которого сделаны почти все
детали кондиционера. — Неужели с этим никак нельзя бороться?
— Можно! С внешней коррозией мы легко можем бороться,
поддерживая систему в чистоте. С внутренней в нормальных рабочих условиях и при
нормальном регулярном техническом обслуживании призван бороться
ресивер-осушитель. Фактически это фильтр с поглотителем влаги, и в какой-то
мере его можно сравнить с масляным фильтром автомобильного двигателя. Мер
профилактики для этого узла нет никаких, тем не менее, езда с загрязненным
фильтром-осушителем недопустима. — В чем заключается опасность?
— Дело в том, что влага в этом случае не удерживается и,
свободно смешиваясь с хладагентом, формирует кислоты, вызывающие коррозию,
которая приводит к появлению в вашей системе массы мелких твердых частиц
окислов. Они начинают царапать стенки цилиндра и поршневые кольца в
компрессоре, забивать фильтр-осушитель, терморегулирующие клапаны или
расширительную трубку, блокируя циркуляцию хладагента в системе. Ограничение
потока хладагента и масла в системе кондиционирования - это верная гарантия
отказа компрессора. — Есть какое-то правило по замене ресивера-осушителя?
— Никакого неукоснительного правила по замене
ресивера-осушителя нет, но рекомендуется менять его каждые 3-4 года, даже если
система работала без сбоев. Кроме того, он должен меняться при любой
разгерметизации системы и при замене компрессора, конденсора или испарителя,
так как причина выхода этих деталей из строя - это загрязнения или коррозия. — С этим все более-менее понятно. На какие детали еще
следует обратить внимание?
— Следующая важная деталь -испаритель, который находится
в салоне автомобиля под панелью. Если вас тошнит от дурных запахов из системы
кондиционирования, то они однозначно исходят из вашего испарителя. Дело в том,
что автоматическая система кондиционирования является системой «повторного
нагрева». То есть, независимо от того, хотите ли вы охладить или нагреть воздух,
поступающий в ваш автомобиль, сначала он проходит через испаритель. Оттуда он
направляется или прямо в салон (если вы хотите охлаждения), или через
обогреватель (если вы хотите тепла). Испаритель всегда стоит первым и выступает
в качестве основного влагопоглотителя. На его ламелях оседает влага из воздуха
и забортная грязь. Конденсированная влага и грязь должны стекать с испарителя и
выходить через дренажную трубку в корпусе испарителя (постоянное капание воды,
при работе кондиционера обычно сразу за передним колесом со стороны пассажира).
Однако весьма часто дренажная трубка просто забивается этой грязью, и в этом
случае очень быстро испаритель становится основным местом размножения бактерий,
спор и плесени. Но даже при исправной дренажной системе этот процесс неизбежен,
и со временем именно испаритель превращается в источник отвратительного запаха,
причину аллергии и различных инфекционных заболеваний. — Как же бороться с этой проблемой?
— Во-первых, прочистить дренажную трубку, если она засорена.
Что касается борьбы с запахом и микробами, то единственным на сегодняшний день
средством является периодическая (как правило, раз в сезон, в его начале)
процедура очищения и обеззараживания испарителя с помощью специальных
реагентов, которые наносятся на поверхность испарителя и в вентиляционные
каналы. При этом часто необходимы существенные разборно-сборочные работы в
салоне автомобиля для доступа к компонентам системы. К сожалению, не все
автовладельцы знают об этом и зачастую просто перестают пользоваться кондиционером,
изнывая от жары и сквозняков от открытых окон. — В чем же причина снижения эффективности работы кондиционера,
и может ли это быть опасным?
— Наиболее распространенная причина - недостаточное
количество хладагента в системе, и это таит в себе немало опасностей. Никогда не
стоит эксплуатировать кондиционер при недостаточном количестве хладагента.
Система кондиционирования, как мы уже говорили, - это закрытый контур, в
котором хладагент и компрессорное масло циркулируют по кругу, переходя во время
работы из жидкости в пар и обратно. Таким образом, когда система имеет низкий,
но все еще достаточный для работы заряд хладагента, ваш компрессор работает без
надлежащей смазки и охлаждения. Подумайте, что может случиться с вашим
двигателем без масла и охлаждения. Недолго он проработает, также как и ваш
компрессор. — А что такое «мало» или «много» для кондиционера?
— Средний автомобиль конца 70-х - начала 80-х годов
прошлого века содержал в среднем 1,5 килограмма хладагента, и излишек или
недостаток в 150 граммов не имели существенного значения для работы системы.
Типичная же система в современных автомобилях содержит меньше килограмма
хладагента, а у некоторых моделей даже меньше 500 граммов, - в этих системах
«допуск» может составлять всего 50 граммов. О вреде недозаправки кондиционера
было сказано выше. Перезаправка системы на самом деле намного страшнее, так как
при этом существенно повышается общее давление в системе, и все компоненты, а в
особенности компрессор, фактически начинают работать «вразнос». Чем больше перезаправка,
тем скорее будет плачевный результат. Крайний случай - это выход из строя
компрессора в результате гидроудара, то есть когда хладагента в системе
настолько много, что он не успевает весь испариться до компрессора и попадает
туда в виде жидкой фазы. Всегда помните, что в системах кондиционирования
поговорка «Чем больше, тем лучше» никогда не применяется. Не позволяйте никому
небрежно обращаться с вашей системой и за версту обходите «мастеров»,
предлагающих «просто добавить газу». — Как правильно заправить систему?
— Количество заправляемого хладагента в системе разное
для разных автомобилей. Единственный способ правильно заправить систему - это
залить в нее ровно столько газа, сколько рекомендовано заводом-производителем.
А это можно сделать, только если система пуста, так как на сегодняшний день нет
ни одного точного способа определения остаточного количества газа в системе!
Приблизительно, конечно, можно протестировать систему на количество
заправленного газа с помощью диагностического глазка либо с помощью манометра.
Но абсолютной взаимосвязи между показателями манометра и количеством хладагента
в системе нет. Иными словами, никто не скажет вам: «Так как давление в системе
«А», то необходимо добавить количество хладагента «Б». А диагностические глазки
в современных системах встречаются все реже и реже. К тому же каждый раз при
заправке системы надо обязательно производить ее вакуумирование для удаления
пресловутой влаги, добавлять необходимое количество компрессорного масла и
УФ-индикатора для последующей диагностики на утечки. — Расскажите нам о способах заправки автомобильных кондиционеров.
— Первый - с помощью автоматической станции. В этом
случае вся процедура автоматизирована и состоит из нескольких этапов: откачка
остатков хладагента, вакуумирование системы,заправка необходимого количества
хладагента, масла и УФ-индикатора. Самая ценная информация, которую дает
станция и которую нельзя получить никакими другими способами, - это сколько
хладагента было в системе до заправки, причем откачанный газ не выбрасывается в
атмосферу, а очищается и используется для последующих заправок. Второй способ -
с использованием манометрического коллектора и мерных весов. Недостаток состоит
в том, что для правильной заправки этим способом существующие в системе остатки
газа выпускаются в атмосферу. После этого также обязательно должны
производиться вакуумирование системы и заправка необходимого количества газа и
масла с использованием весов.
— И наконец, на что следует обращать внимание при ремонте
системы?
— Сама процедура ремонта достаточно проста и сводится к
замене поврежденных узлов и агрегатов. Тем не менее, при любом ремонте должен
выполняться обязательный набор профилактических мер, без которых все усилия
будут напрасны, и деньги, потраченные на ремонт, очень скоро придется платить
вновь. Если вкратце, есть две основные рекомендации. Первая - при любом
серьезном ремонте и после длительной разгерметизации системы ресивер-осушитель
в обязательном порядке должен меняться. В противном случае вы вновь подвергаете
опасности всю систему. Вторая - обязательная промывка всей системы специальными
сольвентами перед заменой компрессора, так как причиной выхода его из строя
являются продукты износа и коррозии, циркулирующие по системе. Различные части
системы при этом демонтируются и промываются по отдельности. Расширительная
трубка (или ТРВ) и ресивер-осушитель не промываются и подлежат одно-значной
замене. Часто бывает, что замены. Сам процесс промывки системы - процедура
длительная и недешёвая, но только после этого можно устанавливать новый
компрессор. — Что произойдет, если установить новый компрессор без
промывки?
— Некоторое время (от нескольких минут до нескольких
недель - в зависимости от степени загрязнения системы) кондиционер проработает,
может быть, вы даже успеете насладиться приятной прохладой от его работы. Но
потом металлические частицы, циркулирующие в системе, неизбежно выведут из
строя новый компрессор так же, как и старый. Поэтому, если мастер после осмотра
вышедшего из строя компрессора показывает вам металлическую стружку на расширительной
трубке или патрубках компрессора, лучше согласиться на процедуру промывки и
заменить ТРВ (расширительную трубку) и ресивер-осушитель, перед тем как
устанавливать новый компрессор. В противном случае есть шанс в ближайшее время
потратить деньги на еще один дорогостоящий ремонт. |